Открыть меню

Коптелово

Село Коптелово располагается в Алапаевском районе Свердловской области. Больше всего село известно своей старинной «избой бабы Кати» и музеем истории земледелия.
Впервые упоминается о селе еще в 1663 году. Название свое Коптелово смогло получить по фамилии основоположника.
Сложно поверить, но изба основателя села — Ивана Коптелова смогла сохраниться до нашего времени. Только, стоящая на берегу речки постройка 1660-х годов сейчас находится в обветшалом состоянии. Не смотря на это, дом этот считают самой старинной деревянной постройкой на просторах Свердловской области! Возродить и сохранить уникальную постройку препятствует хозяйское волеизъявление — дом и прилегающая земля пребывают в частной собственности.

К иному старинному строению в Коптелово судьба была благосклонна. Говорится о доме, который был назван в память о последней его жительнице «избой бабы Кати».
Изба вырублена в конце XVII века с помощью одного топора (пилы в те времена были очень дорогой роскошью), без применения гвоздей. Уникальнейший случай, когда такое старинное строение сохранилось в своем первозданном виде.
Последней хозяйкой дома — Екатериной Тимофеевной Калининой был покинут он в 1971 году когда ей было 93 года. От неизбежного разрушения из-за отсутствия хозяев дом был спасен основателем Коптеловского музея — Александром Григорьевичем Потоскуевым. Им же в начале 1970-х был построен над домом навес, чтобы защитить старый дом от пагубного влияния осадков.

Какой-нибудь деревянной резьбы и украшений вы не увидите на доме. Дом выглядит грозным, но он так и отдает историей. Сделали его на века. Внутри избы работниками музея организуются экскурсии. Там вы увидите нехитрое украшение — пол из расколотых на две части бревен, деревянную , лавки, домашнюю утварь. Экскурсовод поведает много увлекательного о обиходе наших предков.
Избе бабы Кати дали статус памятника архитектуры.
Главное строение Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян раполагается на ул. Красных Орлов в старинном купеческом доме.

Тут вы можете заказать интересную экскурсию по селу и музею. Время продолжительности экскурсий длится до нескольких часов. По договоренности тут могут быть организованы катание на лошадях, выступление местного фольклорного ансамбля, хороводы, игры… Отличная забава для городских жителей.
Благодаря инициативной деятельности сегодняшнего директора музея — Леонида Федоровича Русакова — музеем была получена огромная популярность. В Коптелово направляются со всей Свердловской области, часто приезжают в гости сюда и иностранцы. Очень весело и многолюдно в такие праздники, как Масленница, Спас, Пасха и т.д.
В фондах музея хранятся достаточно уникальных для нашей местности экспонатов. Тут самая большая коллекция сельскохозяйственных орудий. На Урале
За музеем, чуть дальше, располагается малая деревянная часовенка, которая освящена в честь Симеона Верхотурского. Из этой часовенки по деревянному желобу истекает ключевая вода. Данный источник назвали Родником Влюбленных. По суеверию он укрепляет любовь.

Как раз возле этого места почти четыре века тому назад возникало Коптелово. Из данного родника доставали воду первые жители.
В XVIII веке тут построили часовню, но в огульном XX веке она была разрушена. И только недавно, в 2003 году, возрождена.
На другой стороне, практически напротив музея (немного по диагонали влево) располагается полуразрушенная Вознесенская церковь. Ее заложили в 1800 году, а освятили в 1823 году.
Часть церкви чуть-чуть подремонтирована, часть же являет собой руины.
В окрестностях села достаточно и природных достопримечательностей. По берегам текущей тут речки Реж в разных местах возвышаются низкие, но прекрасные скалы. В скалах находятся несколько пещер. А на камне Писаный есть Исаковская писаница.

Остановиться на ночь в Коптелово негде. Кратчайшие гостиницы находятся в городе Алапаевск.
Гостиница «Металлург» — ул. Некрасова, 2. Тел. (343) 2-88-44, 2-88-33.
Гостиница «Алапаевск» — ул. Ленина, 16. Тел. (34346) 55-306.

Рассчитать расстояние до села Коптелово

Карта проезда в Коптелово

Статья о Коптелово на основе видео.

Три с половиной века стоит в селе Коптелово деревянная изба, известная под названием «изба бабы Кати». Это единственная постройка, сохранившаяся со времен первых коптеловских поселенцев. Чтобы добраться до старинного уральского села Коптелово из Москвы, нужно проделать путь в 1667 км на самолете до Екатеринбурга. Оттуда по автомобильной трассе еще 140 км в Алапаевский район Свердловской области. Коптелово знаменито своим музеем истории земледелия и быта крестьян. Изба бабы Кати – его самая главная достопримечательность. Этот старинный дом сохранился почти таким же, каким его построили мастера 300 лет назад. Каждый его элемент, каждая деталь выполнены в соответствии с традициями и обычаями уральских крестьян того времени. До 70-х годов прошлого века этот дом принадлежал Екатерине Тимофеевне Калининой. В возрасте 93 лет она переехала к родственникам, а дом продала на дрова. И только чудом сотрудникам музея удалось сохранить этот памятник деревянного зодчества. Традиционный для XVII века интерьер в избе практически не изменен.

Широкие колотые лавки, предметы быта, красный угол, палати, накатный потолок. Только окна сделаны шире, чтобы было светлее. Полы настланы из половинок бревен. Сотрудники музея считают, что именно отсюда в русском языке произошло слово «пол». В доме бабы Кати жили одновременно 18 членов семьи. Кухня, спальня, детская – все находилось под одной крышей. Изба делилась на две части: в правой была женская, а в левой – мужская. Такой тип строения называется изба-пятистенок. Это классический сруб с крышей, перегороженный внутри еще одной рубленой бревенчатой стеной. Пятая стена отгораживала жилые помещения от хозяйственных, они назывались сени. Каждая часть избы имела свое строго определенное назначение. В женской половине было все, что необходимо для хозяйства. Здесь готовили пищу, хранили кухонную утварь, шили и пряли, отдыхали после работы.

Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол, только для женщин. По диагонали о печи красный угол. В русской избе это самое почетное место. Здесь ставили иконы. В красном углу размещался семейный стол. За него усаживали самых уважаемых гостей. В мужской части располагался подпалатный угол, женщине сюда переходить было нельзя. Обычно там размещались мужские инструменты для работы: изготовления крестьянской обуви, плетения лаптей, починки конской упряжи. На палатях спали дети. Те, кто постарше – ближе к двери. А самые маленькие ночь проводили в люльке, место ей выбирали особо. Люльку вешали, но вместо малыша в нее клали котенка. Если ему нравилось, и он засыпал, значит, место хорошее и можно было баюкать и малыша. Ну, а если он убегал, приходилось искать другое место. Расположению колыбели для новорожденного крестьяне придавали особое значение. В детскую люльку, а ее на Урале называли зыбкой, подвешивали на очип – длинную жердь, которая крепилась к потолку. С очипом связано много поверий. Когда в семье ждали первенца, отец должен был пойти в лес и вырубить длинную тонкую жердь для крепления детской колыбельки. Под очип срубали березу. Ствол у нее тонкий и хорошо гнется. Специально выискивали березу посучковатее. Считалось, сколько на стволе сучков, столько у отца будет сыновей. Очип следовало тщательно зачистить и покрыть лаком, чтобы роды проходили легко и гладко. Уральские крестьяне были суеверны. Под люльку с младенцем клали топор, если был мальчик, ножницы – если девочка. Чтобы темные силы не утянули ребенка, нужно было перерубить дорогу в тот мир.

В жизни русских крестьян всегда было много обрядов. Они считали, что совершая их, человек может влиять на собственную жизнь, судьбу других людей и естественный ход природных процессов. Современные ученые полагают, что хоровод – это языческий ритуал. В этом танце исполняются песни магического содержания, заклинающие плодородие. Есть и еще одно назначение хоровода – поиск пары для будущей совместной жизни. Молодые люди участвовали в хороводах и присматривали себе невесту или жениха. Узнать заранее бедных будет жених или богатый можно было по забору его дома. Если забор сложен из бревен, семья богата, если из половинок – среднего достатка. Ну, а если из жердей, то невесту ждет бедность и нищета.

Обряд ломания – особый мужской танец русского севера и Урала. В пляске участвовали только мужчины по праздникам. Танцевальные движения как бы имитируют борьбу. Так молодежь училась приемам рукопашного боя. Ломание исполняли под особый наигрыш. Гармонист задавал определенный ритм и следил, чтобы танец не перешел в обычную потасовку. Обряд ломания никогда не приводил к настоящим конфликтам, в конце танца всегда мирились.

Накатный потолок в избе сделан из цельных бревен. Основная опорная балка называется «матица». Она являлась условной границей и делила дом на две части. Гость или чужой человек никогда не заходил без приглашения за эту черту. Для непрошенных гостей отводилось особое место – на коротком приступке с уклоном сидеть было неудобно, и гость понимал, что ему здесь не рады. При укладывании последних венцов и матицы совершался целый обрядовый цикл. Хозяин под один из концов бревна клал монетку, чтобы в доме жил достаток. Другой – клок пакли или шерсти, чтобы изба была теплой. Матицу крестьяне наделяли мистическими свойствами. Они верили: чтобы лишить ведьму магических сил, нужно было воткнуть нож в матицу в той избе, где находилась колдунья. Если гости, войдя в дом, садились на мужской половине под матицу, значит, они пришли свататься. Сев на лавку, сваты должны были незаметно дотронуться ногой до стены, чтобы сватовство прошло удачно. А в тех семьях, где дочерей было много, лавки специально делались узкими, чтобы выдать девушку замуж поскорее. Северная стена избы всегда была глухая.

Устье русской печки выходит на северо-запад, напротив нее в стене делали окно. Крестьяне были убеждены: с холодными северными ветрами прилетает нечистая сила. Заглянув в окно, она видела: коли, в избе есть огонь, ей здесь делать нечего. Погода на Урале переменчива. В ненастье женщины сидели дома и занимались рукоделием. Все они, от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. Техника и узоры передавались из поколения в поколение. В каждую работу мастерица вкладывала свою душу. Изделия, созданные своими руками, работали как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза.

Традиционные изделия уральских мастеров можно увидеть в коптеловском музее истории земледелия и быта крестьян. Таких в России единицы. По уникальности собранных экспонатов коптеловскому музею нет равных на Урале. Здесь можно увидеть весь процесс обработки льна, ткацкие станки, изделия из бересты, прялки из цельного дерева. Основатель этого уникального музея – Александр Григорьевич Потаскуев. Долгие годы этот энтузиаст по крупицам собирал исторические сведения, записывал рассказы старожилов, изучал архивные документы, искал для музея уникальные старинные предметы. Современному человеку трудно догадаться что это. Я держу в руках дворовую шнуровую книгу. На веревку нанизаны деревянные пластинки, которые хранились у самого честного мужика в селе. Зарубки – своеобразных штрихкод, а это – уникальный ключ к нему. Сколько дворов было в Коптелово, столько и пластинок. На каждой дощечке отмечено количество пахотных земель и сенокосных угодий крестьянина. Одна часть оставалась в книге, а вторая хранилась у крестьянина дома. И если случались спорные вопросы, дощечки соединяли и устанавливали истину. Все предметы в музее подлинные, местного происхождения. Их передали в дар жители села. Коллекция насчитывает более 15 000 экспонатов.
Недалеко от избы бабы Кати, над родником, возвели часовню с купелью, освященную в честь Симеона Верхотурского. Здесь, в устье родника, когда-то поставил свою избу первый житель села – Иван Коптелов. А сейчас люди приезжают сюда издалека, чтобы увидеть, как жили их предки и умыться родниковой водой. Считается, что она стирает с лица морщины и дарит здоровье.

Стенограмма видео о Коптелово сделана по заказу www.ekoray.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы человек? Докажите: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2017 ЭкоРай · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru