Гусли. История, археология, фото.

Купить Гусли Игоря СерёдкинаГусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные, гусли с игровым окном и шлемовидные гусли. Репертуар гуслей очень разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Репертуар для шлемовидных гуслей прежде всего игра песенных мелодий, но не исключала игру под пляску и танцы.

Послушать игру на гуслях в исполнении Алексея Мехнецова.


В 1975 г. на Троицком II раскопе в слоях XI в. были найдены крыловидные гусли. Удивительной особенностью Троицкой находки было то, что ее дека была изготовлена из дуба. Другая особенность этой детали заключается в том, что дека гуслей XI в. не имеет резонаторного отверстия… Отмечая прекрасное, на сегодняшний день — уникальное, звучание этих гуслей, хочу сказать, что с закрытым отверстием они не потеряли прелести звука. Разница в звучании настолько мала, что она угадывается скорее теоретически, нежели практически…

Если в древних гуслях и могли быть отверстия, то они, вероятнее всего, имели естественную природу возникновения, как, например, отверстие, образованное выпавшим сучком…

Замечено, что корпус гуслей изготовлялся из сырой (невыдержанной) древесины хвойной породы. Доказывается это таким образом. Когда мастер намеревался приклеить к корпусу верхнюю дубовую деку, он вдруг обнаружил, что пока изготовлял деку, корпус гуслей подсох и его «повело». В результате образовавшейся «восьмерки» дека неровно прилегла к корытцу. Поэтому в узкой части корытца он срезал с одного бока бортик пониже. Устранив таким образом деформацию, мастер не допустил излишнего напряжения в корпусе инструмента. Для лучшей фиксации склейки он закрепил верхнюю деку кое-где деревянными гвоздями…

Известен строй рога из Олонецкой губернии, совпадающий с древним строем пяти-струнного кантеле. Подобную проверку можно попытаться сделать, восстановив последовательно сопели, найденные в Новгороде. К слову сказать, практическая настройка гуслей в виду отсутствия камертона могла производиться не только при помощи духовых инструментов, но также и при помощи варгана. Ориентацией для правильной настройки интервалов, вероятнее всего, служили обертоны, извлекаемые на струне при «делении» последней на две, три и пять частей5…

Поветкин В. И. Новгородские гусли и гудки. Опыт комплексного исследования. // язык и правописание сохранены.


Русские гусли XI—XX вв. В русском музыкальном искусстве с XII—XVIII вв. название «гусли» закрепляется за различными по происхождению (в том числе воспринятыми из европейской музыкальной практики) видами струнных щипковых гуслеподобных инструментов, конструкция которых согласуется с одним из основных принципов устройства гуслей — натяжение струн параллельно резонаторной доске: треугольные и шлемовидные гусли (гусли-псалтирь), гусли-цитры (титры — пск. диал.,) прямоугольные (клавиро- или столообразные) гусли, а также современные усовершенствованные инструменты…

На основе общего конструктивного принципа в разных этнических культурах формируются однотипные или близкие по типу гуслям инструменты : кантеле (карелы, финны), каннель (эстонцы), кокле (латыши), канклес (литовцы)…

«Открылок» — выступающая за колковый ряд часть лицевой стороны доски…

Основным материалом для изготовления корпуса гуслей служит мелкослойная ель, сосна; в Новгородской области преимущественно используется ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель…

Мехнецов А.М. Русские гусли. // Гусли — русский народный музыкальный инструмент: каталог выставки. — СПб.: Фольклорно-этнографический центр, 2003. — 112 с., ил. // язык и правописание сохранены.


Интервью на «Радио Свобода» 10.08.2003. Первые поселенцы владели также самым сложным по конструкции для своего времени смычковым музыкальным инструментом, который в поздней традиции называется «гудок». В древнем Новгороде, вероятнее всего, он носил общее называние с щипковыми гуслями, точно такое же название — гусли. Вообще, история Новгорода, начало древнего Новгорода, можно сказать, связаны с аристократизмом. Потому что среди считанных буквально вещей, относящихся к нижнему слою, к материковому культурному слою, встречается целый ряд именно музыкальных находок. У нас обнаружены гудки трехструнные, это смычковые музыкальные инструменты, однострунные — это тоже сенсационное открытие, из числа гуслей обнаружены многострунные так называемые гусли-псалтирь, гусли звончатые, с небольшим количеством струн, веерообразно расположенные струны, так называемые крыловидные, по поздней классификации. И обнаружена самая важная, сенсационная находка — гусли лирообразные.

Лирообразные гусли по своей конструкции уходят в античную Грецию, а из античной Греции — в древний Египет и Месопотамию. Когда говорят, что гусли — исконно русский народный музыкальный инструмент, это неверная формулировка. Потому что за нею подразумевается, что русские, якобы, — изобретатели самого инструмента, начиная с его конструктивной идеи. Но, на самом деле, конструктивная идея является общечеловеческим достоянием.

В конце 19-го века исследователь русских гуслей Александр Сергеевич Фаминцин нашел всего лишь один единственный пример игры на гуслях, он записал 96-летнего Трофима Ананьева. Не только он, но и профессора Петербургской консерватории слышали то, что им рассказывал и показывал, играя на гуслях, Трофим Ананьев, но в силу того, что профессора консерватории привыкли мыслить профессиональным европейским языком, они не поняли тех сведений, которые им дал тогда простой деревенский житель. Они не поняли, почему у него в основном звучат два аккорда, хоть он и рассказывал, они все равно ничего не поняли. И вдруг в конце 20-го века, через сто лет мы открываем для себя гусельную традицию. Когда мы пришли в деревню в Новгородской области с восстановленным деревенским инструментом и попросили поиграть, то нам сказали, что это невозможно, потому что последний раз играли 60 лет назад. Но поскольку у нас был действующий инструмент, кому-то захотелось все-таки прикоснуться к струнам. И к своему удивлению, сельские старожилы убедились, что их пальцы помнят больше, чем они сами. Конечно, здесь важную роль сыграло то, что в памяти людей сохранились мотивы, наигрыши-формулы, которые еще по праздникам звучали, например, в других инструментах — в балалайке, в гармони.

Поветкин В. И. Радио Свобода. 10.08.2003.
Россия как цивилизация // Берестяные грамоты.
Язык и правописание сохранены.
Фото гуслей: В.А. Гордеев


Слово о музыкальной археологии России. В общем понятии российской археологии как бы сам собою возник, стал привычным и естественным, особенно в последние годы, совершенно новый предмет или направление — музыкальная археология. За рубежом, скажем, на Западе Европы такой предмет получил известность значительно раньше. Что в немалой мере способствовало созданию мнения о культуре Древней Руси как о «культуре великого молчания».

Казалось, никогда не удастся понять, как выглядели, как звучали те музыкальные инструменты, которые в русских устных и письменных источниках скрывались, к примеру, под названием «гусли». Оставался бесконечно спорным вопрос: какие же музыкальные инструменты — местные или зарубежные — изображались в древнерусских книгах, настенных росписях, скульптурах, предметах декоративно-прикладного искусства.

Были попытки соотнести формы известных в поздней русской традиции музыкальных инструментов со сведениями древнейших историков, начиная с Феофилакта Симокатты, жившего в VI в. и рассказавшего в своей «Истории» о троих славянах-музыкантах. Единичные археологические свидетельства опять-таки в виде изображений музыкальных сцен, как, например, гудец с гуслями, награвированный на драгоценном обруче из Киевского клада XII в., или, тем более, турьи рога X в. из Черной Могилы в Чернигове, воспринимавшиеся поначалу как охотничьи сигнальные инструменты — все это еще более вовлекало исследователей в мир фантазии.

Вместе с тем нельзя не восхититься успехами таких историков русской инструментальной музыки, как А. С. Фаминцын, Н. И. Привалов, Н. Ф. Финдейзен. Они работали в конце XIX — начале XX вв. Некоторые их выводы и рассуждения, казавшиеся до поры до времени слишком смелыми, нынче поражают своей точностью. И все же богатому своду накопленных ими материалов по русскому музыкальному инструментарию явно недоставало какого-то основного источника, посредством которого этот свод получил бы бесспорное объяснение.

Извлечение из влажного культурного слоя свидетельств музыкальных инструментов — металлических, глиняных, костяных и, самое важное, деревянных — началось на Неревском раскопе уже в 1951 г. Однако определить загадочные детали и обломки как некогда принадлежавшие варганам, гудкам, гуслям, сопелям удалось лишь во второй половине 1960-х гг. Честь такого открытия принадлежит выдающемуся деятелю новгородской археологии Борису Александровичу Колчину. Следствием открытия явились усилия ученого, направленные на восстановление древнего облика инструментов. Не вдаваясь в подробности означенных работ, заметим одно: с 1968-го по 1980-й г. типологический круг изучавшихся Б. А. Колчиным музыкальных инструментов оставался неизменным. В него входили: две разновидности щипковых малострунных гуслей — древнейшие, с игровым окном, иначе, лирообразные и пришедшие им на смену гусли без игрового окна, иначе, звончатые (по К. А. Верткову, обе разновидности причислены к типу гуслей крыловидных); смычковый инструмент — гудок трехструнный; духовой свистковый — сопель; и из группы самозвучащих — металлический варган.

…Трудами Б. А. Колчина был начат умноженный впоследствии неповторимый в России и Европе опыт выявления археологических остатков музыкальных древностей, опыт их реконструкции и одновременного согласования с устными, письменными, изобразительными, вообще всеми далекими и близкими во времени свидетельствами использования звукообразующих устройств в русском быту.

Собрание музыкальных древностей Новгорода — самое крупное в Европе. К примеру, только свидетельств различных струнных инструментов на конец 1996 г. выявлено не менее 84. Это собрание способствовало верному определению, а иногда даже и убедительной реконструкции, целого ряда археологических находок музыкальных инструментов в других, удаленных от Новгорода местах раскопок. Очевидное сходство с новгородскими древними гудками и гуслями, их частями, деталями или заготовками обнаружено археологами в Хедебю — это граница Германии и Дании, в Польше в городах Ополе и Гданьске, на территории России — в Пскове, а совсем недавно — в Старой Ладоге. Староладожская находка — это изготовленный не позднее X в. деревянный шпенек (колок), изображение которого для данной публикации любезно предоставила 3. Д. Бессарабова (рис.). Конструктивно шпенек мог бы равно принадлежать гуслям или гудку, но по времени его бытования, он, вероятнее, составлял комплект гудка: согласно материалам новгородской археологии, в слоях X в. пока что надежно отмечаются именно смычковые гудки. Старая Ладога — третий в России город после Новгорода и Пскова, в котором обнаружено столь важное свидетельство, как деревянная деталь древнего сложно устроенного музыкального инструмента.

Сохранности деревянных вещей, в частности, остатков музыкальных инструментов, способствуют пропитанные водой культурные напластования, свойственные районам Русского Северо-Запада. В других городах и селениях Древней Руси, где культурные слои складывались не столь благоприятно для дерева, также, вероятно бытовал достаточно широкий набор музыкальных инструментов, в том числе и «благородных» деревянных — струнных и духовых. Подтверждением тому служат знаменитые драгоценные обручи из княжеских и боярских кладов ХП—ХШ вв., на которых показаны обрядовые дохристианские сцены с участвующими в них гудцами-скоморохами. Особенно выразителен обруч из Старой Рязани. На его створках изображены плясунья в долгорукавке и двое Гудцов — один с гуслями, другой с сопелью; причем оба инструмента поразительно похожи на открытые в Новгороде образцы деревянных сопелей и гуслей, доказательно восстановленных ныне в их формах и звучании.

Поветкин В. И. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции. 11/97.
http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/55.htm
Язык и правописание сохранены.

Крыловидные гусли.

Мастер: Игорь Серёдкин.
Можно купить гусли, обратившись к мастеру. Изготавливаются на заказ либо можно купить гусли имеющиеся в наличии.
Фото Юрия Кузнецова

Полный фотоальбом: http://vk.com/album133343960_169679308

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы человек? Докажите: *