Разговор о Гармони с Алексеем Мехнецовым на радио Вести Урал

Мехнецов. Гармонь.Игра на гармони
Интервью с Алексеем Мехнецовым на радио Вести Урал.

А.М. — Алексей Мехнецов

Корр.: Радио «Урал» продолжает свой эфир, и сегодня у нас в гостях интересный человек. Я рада приветствовать Алексея Мехнецова – это фольклорист, музыковед, мультиинструменталист, потому что он владеет игрой на нескольких народных инструментах. Но и это еще не все. А что еще умеет Алексей Мехнецов он нам сам расскажет во время нашей программы. Здравствуйте, Алексей Анатольевич.

А.М.: Здравствуйте.

Корр.: Вы сегодня пришли не один, у Вас гармонь, правильно я говорю или гармошка?

А.М.: Правильно, можно всяко говорить. Можно «гармошка» сказать, можно — «гармонь», «гармония».

Корр.: Вот, сколько видела, они настолько все разные, где-то с круглыми кнопками, где-то с квадратными. У Вас с квадратными кнопками. Чем отличаются, это зависит от той области и местности, где существовала гармонь? У Вас откуда?

А.М.: Моя гармонь вологодская, из Кирилловского района Вологодской области. В России было около 200 разновидностей гармошек, не все они прижились, можно сказать о том, что наверное 20-25 видов получили хорошее распространение, и до сих пор люди на них играют. В разных местностях, естественно, делали свои инструменты с учетом потребностей местного населения.

Корр.: Какие существенные отличия были между гармонью одной местности от гармони другой местности?

А.М.: Существенные отличия. Можно отметить 9 клавишную тальянку, которая была и на Урале здесь, и в Вологодской области, и, скажем, 7-рядную тальянку псковскую, уже 49 клавиш, это только клавиши, а звуков гораздо больше, конструкции разные.

Корр.: А звучание при этом тоже, наверное, разное?

А.М.: Звучание, естественно, использовались различные материалы, от материалов зависит и тембр звука.

Корр.: А вот Вам, как музыканту, гармонь какой местности близка по звучанию?

А.М.: Мне близки инструменты, которые имеют хороший звук.

Корр.: Гармонь – это исконно русский инструмент?

А.М.: Нет, гармонь к на пришла из Западной Европы, но она здесь, как бы, получила свою новую жизнь. Так же как она в Европе развивалась, она развилась и в России. И мы можем говорить, о том, что гармонь — это русский народный инструмент.

Корр.: Потому что, видимо, трансформировался под нас, Россиян.

А.М.: Да, русские, увидев эту маленькую игрушку, это была 5-ти клапанная детская игрушка, самая первая, они увидели ее, разобрали, собрали, попробовали сделать сами. И потом, соответственно, 5 звуков не хватало, увеличили, 7 сделали и пошло, и поехало. И, в общем-то, на выходе получился уже баян. Это уже современный инструмент, который был создан в начале XX века.

Корр.: А вообще, сколько гармонь уже живет на Руси?

А.М.: Примерно она живет около 200 лет. Называются разные даты, но, в общем-то, это где-то начало XIX века – первое попадание музыкальной игрушки в виде гармошки в Россию. Но уже где-то с 50-60х годов XIX века – это уже наш инструмент и уже пошло, пошло, пошло развитие в разных местностях.

Корр.: Сразу хочется попросить у Вас сыграть. Буквально короткий момент какой-то самого распространенного на Руси наигрыша.

А.М.: Я играю по-вологодски, происхождение мое наполовину вологодское.

Корр.: То есть одна и та же мелодия может играться по-разному?

А.М.: Естественно, естественно, в разной местности играли по-разному. Когда я играю на этом инструменте, все равно будет слышаться игра вологодская. И сейчас вы услышите наигрыш, который по-разному называется, но чаще все его называют «Подгорный», под частушки наигрыш.

(гармонь)

Алексей Мехнецов. Гусельная игра. Традиционная игра на гуслях
Корр.: Спасибо, сразу настроение поднимается. У Вас поднимается, когда Вы играете?

А.М.: Конечно поднимается, когда мне плохо, я себя плохо чувствую, я беру в руки инструмент, и мне становится более менее получше.

Корр.: Про Вас говорят, что Вы мультиинструменталист, то есть человек, который владеет несколькими инструментами. Какие это инструменты?

А.М.: Гармонь, гусли, балалайка, немножко скрипка. Ну, гармошки разных видов: тальянки различные, хромки, они все разные, поэтому приходится думать по-разному.

Корр.: Какой инструмент ближе всего, я имею в виду из всех, которыми Вы владеете? Гармонь, наверное. Не гусли? Не балалайка? .

А.М.: Все-таки гармонь. Гусли – это что-то особенное. Гусли – это особенный инструмент, его вот так просто не возьмешь и не сыграешь, это нужно настрой какой-то, состояние души.

Корр.: А гармонь для души?

А.М.: А гармонь она всегда подходит под любую ситуацию: веселье или печаль какая-то – не важно. В каждом переборе какой-то смысл заложен был. Нельзя было просто играть, понимаете. Вот, допустим, девушка вышла плясать — ей надо определенные переборы играть, парень вышел плясать – парню свои переборы. Ни в коем случае перепутать нельзя было, были свои правила, были и переборы, которые были обидные, можно было выразить все свое отношение, все свои недовольства, скажем так. Можно было договориться о свидании с девушкой посредством музыки и так далее.

Корр.: Гармонью. Мудро. Словами же можно много лишнего наговорить

А.М.: Так же как и в частушках. Вот частушки пелись. Сейчас частушки поются те, которые люди знают, а раньше каждая девушка к определенному празднику к вечеринке какой-то она готовилась, она готовила частушки, она придумывала тексты.

Корр.: Тут то вот и узнавали все сплетни деревенские.

А.М.: И в этих частушках все пропевали.

Корр.: А Вы можете обидеть, сказать про обиду гармонью, ну немножко хотя бы?

А.М.: Могу, но … Смотрите, вот играет человек все хорошо плясовой наигрыш (играет). Заметили? Вот, это нехорошие слова.

Корр.: Но ведь не каждый может услышать?

А.М.: Да, но есть же адресат, я же не просто так в космос все отправляю.

Корр.: Говорят, что Вы еще не просто играете, но и восстанавливаете старинные русские инструменты, в частности, гармонь?

А.М.: Да, приходится, потому что старые мастера уже многие умерли, многие находятся в преклонном возрасте и встала необходимость, сажем так, реставрации старых инструментов, чтобы они жили, чтобы на них могли учиться молодые люди. Потому что не будет инструментов – не будет этой традиции.

Корр.: А для чего восстанавливать старые, нельзя ли сделать подобные новые, или разница будет все равно существенная?

А.М.: Новые сделать, конечно, сложно. Технологии, конечно, все известны, но пока ты сделаешь хороший новый инструмент, пройдут годы.

Корр.: То есть тут как со скрипкой?

А.М.: Да, с детских лет, это семейное дело.

Корр.: Как к Вам попадают эти больные старинные инструменты?

А.М.: Через наши центры, в экспедициях.

Корр.: И конечно же хочется спросить о последователях. Вы сказали, детки учатся играть. Желающих много?

А.М.: Много.

Корр.: Это больше баян или именно на гармони много?

А.М.: Именно на гармони. Ну, на баяне-то учат в музыкальной школе и дальше в консерватории. А на гармони, в общем-то, нигде не учат, и не нужно этому учить по нотам, мы же играем по слуху. Занимается очень много молодежи и сейчас интерес есть к этому инструменту. А чтобы этот интерес не затух в связи с отсутствием хорошего инструмента, нужно учиться реставрировать, восстанавливать. Потому что старые инструменты, они сделаны очень добротно, хорошо. Старинный инструмент, особенно кустарного производства, конечно, держать в руках гораздо приятней, чем фабричный.

Корр.: Он уже несет в себе историю. Не возникала мысль создать свое собственное производство по изготовлению хороших добротных с душой гармоней?

А.М.: Это экономически тяжело. Хороший инструмент, чтобы его создать, это много лет. Сейчас есть идея создать небольшую артель, взять в эту артель подростков с целью обучения подростков этому делу.

Корр.: Передавайте умения свои, пожалуйста. Алексей Мехнецов у нас был в гостях – музыковед, фольклорист и просто хороший человек. Приходите к нам еще.

А.М.: Спасибо.

Прослушать интервью и игру на гармони.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Стенограмма интервью с Алексеем Мехнецовым сделана по заказу www.ekoray.ru

Фотографии Юрия Кузнецова.


Ещё видео с записями игры на гармони Алексея мехнецова

Трепака. Алексей Мехнецов.

Старинная беспрерывная. Алексей Мехнецов.

Новгородская под песни. А. Мехнецов и С. Кучевасова

Завидовка (для женщин и для мужчин). Алексей Мехнецов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы человек? Докажите: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.