Сакральное и профанное в музее «Невьянская Икона»

Сакральное и профанное в музее «Невьянская Икона»20 декабря состоялся концерт ансамбля «Поселенцы» и Алексея Мехнецова в музее Невьянская Икона Евгения Ройзмана. Прежде всего хотелось бы сказать что это очень значимое событие для города, которое, хотя для большинства и прошло незаметно в суете зимних дней, однако для людей обращающих свои взоры к традиционной русской народной культуре имело большое значение. Отдельно хотелось бы отметить Алексея Мехнецова который по приглашению Игоря Серёдкина согласился украсить наше выступление своей мастерской игрой на различных народных инструментах: гуслях, балалайке и гармони.

Хотелось бы выразить благодарность Евгению Ройзману за возможность проведения этого мероприятия в стенах известного и уникального музея Невьянская Икона и сотрудникам музея и галереи Арт-Птица за помощь в организации мероприятия.

Уникальность самого события прежде всего в том, что проходило оно именно в музее Невьянская Икона. Дух старообрядческих икон XVII–XVIII веков как нельзя лучше соответствовал музыкальному материалу который мы исполняли. И дело тут не только в религиозных мотивах, хотя просто так их не отставишь в сторону. Пожалуй не ошибусь если скажу что нельзя найти лучшего места, где сохранились бы материальные носители духовного культурного наследия XVII–XVIII века уральского региона, чем этот музей. Да, есть ещё музеи где сохраняется бытовой образ жизни уральских жителей, но если попытаться восстановить представление людей трёхвековой давности о сакральном мире, то лучшим помощником нам в этом будет музей старообрядческой иконы. Таким образом, слушатели концерта смогли погрузиться в XVII век пропитываясь неторопливым настроем старых песен, древних традиций христианских духовных песнопений и трансцедентальным звучанием традиционных русских народных инструментов.

Музей Невьянской Иконы в этом случае явился участником действа, потому что именно он транслировал сакральную часть традиционной русской культуры. Профанную часть обеспечивала музыка ансамбля Поселенцы и Алексея Мехнецова.

Сакральное и профанное в музее «Невьянская Икона»Сакральное и профанное по сути есть разграничение явлений мира по их отнесенности к потустороннему. В земном мире сакральное и профанное обязательно должны быть разделены, изолированы друг от друга. В традиционной культуре сакральное и профанное делили между собой время и пространство, не перемешивались и отношения между ними были строго регламентированы.

Профанное — целиком заполняет жизнь человека, оно является средой, в которой разворачивается жизнь. Фольклор, который мы поём и играем — есть наиболее высокие сферы профанного, то есть — наиболее удаленные от сакрального. Наша задача — увидеть неотступное соседство этих различных сторон человеческого мира и их упорядоченные отношения в традиционной культуре русского народа. В концерте сакральное присутствовало преимущественно в своем не активном состоянии (молчащая икона), но все таки оно неотступно присутствовало, в точности с нормативной ситуацией традиционной культуры.

Поселенцы — мужской фольклорный певческий ансамбль. Руководитель коллектива — Игорь Серёдкин — «специальность». Ансамбль (квинтет) специализируется на исполнении одной из наиболее развитых и виртуозных традиций бытового пения русских, традиции Семейских старообрядцев Забайкальского села Большой Куналей. Музыка, которую поет ансамбль была записана в 1960-х годах от мужского квинтета проживавшего в этом селе. Она отличается большой самостоятельностью каждого из голосов, длинными распевами и обилием острых секундовых созвучий в полифонической ткани песни. Музыка эта хорошо передает ныне уже экзотичное состояние и мироощущение русского крестьянина как минимум позапрошлого века. Большинство песен в силу своей старости обладает отточенной формой, своеобразным стилем музыки и текста. Их можно назвать шедеврами традиционного народного искусства.

Сакральное и профанное в музее «Невьянская Икона»Алексей Мехнецов — этномузыколог, мастер традиционных гармоней. Он специализируется на исполнении и исследовании деревенской инструментальной музыки северо — запада России. Активный участник этнографических экспедиций 1980-х годов, в ходе которых был выявлен, сохранён и открыт для широкой публики уникальный стиль русского гусельного исполнительства. Перенимал манеру игры на русских гуслях у самих носителей традиции, жителей псковских деревень. Один из очень немногих современных музыкантов, играющий в старинной деревенской манере на гармони. Манера эта отличается необычайно развитой орнаментальной мелодикой на малоподвижном басу, производящем ощущение глубокой музыкальной эпичности.


Контактная информация

Телефон музея Невьянская Икона: (343) 220-66-50

ВКонтакте

Группа концерта: http://vk.com/event44692346
Группа ансамбля «Поселенцы»: http://vk.com/poselentsy
Алексей Мехнецов
Фотографии Юрия Кузнецова


Видео

Видео исходного высокого качества есть в наличии у администрации сайта.


Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>