Еще в школе мы хорошо обучились мышлению, которое называется аналитическим. Аналитическое мышление имеет в своей основе уникальный способ познания мира – анализ. Именно благодаря анализу, то есть дроблению целого на части, мы смогли успешно обучаться и познавать новое. Однако, существует ряд вопросов, с которым аналитическое мышление справиться неспособно. К примеру, такие вопросы нередко возникают в психологии, когда человек не может понять, что является причиной его проблем. Именно здесь на помощь нам приходит системное мышление.
Человек – сложная система. Такой же сложной системой является окружающий нас мир. Системы сложны хотя бы потому, что в их основе лежат другие, более простые системы. К примеру, организм человека, как система, содержит в себе более мелкие системы – эндокринную, иммунную, нервную и т.д. Точно так же, человек является частью социума, который, в свою очередь, также представляет собой систему и является важным звеном более крупной.
Важной особенностью систем являются их эмерджентные (возникающие) свойства, которые могут возникнуть только тогда, когда система исправно функционирует. Представьте себе автомобиль, в баке которого закончился бензин. Автомобиль представляет собой систему, но в данном случае система работает неисправно – не хватает топлива. Другими словами, свойство автомобиля «ехать» возникает только тогда, когда исправно функционируют между собой все жизненно важные узлы системы. Ни одна из составных частей автомобиля по отдельности не обладает свойством передвижения: им обладает только исправно работающий автомобиль.
Убедиться в этом совсем несложно. Положите бензобак, аккумулятор и руль на дорогу и попробуйте поехать. Ни одна из составных частей автомобиля не может ехать сама по себе. На это способна только исправно работающая система.
Аналитически мы привыкли мыслить примерно так: 1+1 = 2. Здесь четко видна причинно-следственная связь: «Если к “1” прибавить еще “1”, то получится “2”». Как бы не так! Конечно, в математике такой ход мыслей действительно работает. Но как обстоят дела в реальной жизни?
А, в реальной жизни, целостная система может быть больше суммы ее частей. То есть 1+1=3. Представьте, что 1 мужчина + 1 женщина = 1 мужчина + 1 женщина + 1 ребенок. Или 1 заяц + 1 волк = 1 волк. Почему так происходит?
Потому что аналитическое мышление учитывает только наличие составных частей, но не учитывает взаимосвязь между ними и фактор времени. Когда мы учитываем только наличие составных частей, то формальная логика прекрасно работает. И тогда 1 заяц + 1 волк = 2. Но если мы добавим сюда взаимосвязь между зайцем и волком (волк — хищник и может съесть зайца), а также учтем, что должно пройти время (волк через какое-то время поймает зайца и съест его), тогда получится, что 1+1=1.
Аналитическое мышление по сути прямолинейно: из A вытекает B, из B вытекает C и так далее. Кроме того, аналитическое мышление позволяет нам дать четкий ответ “да” или “нет”. Системное мышление отличается от аналитического тем, что оно идет не по прямой, а как угодно: вопросы могут решаться и вверх, и вниз, и параллельно, и по кругу. Также системное мышление, зачастую, не так категорично: вместо “да” и “нет” мы говорим “возможно да” и “возможно нет”.
В реальном мире мы имеем дело с живыми системами, пребывающими во взаимосвязи между собой. Поэтому пользуясь только формальной, привычной логикой мы обрекаем себя на неудачи и непонимание. К примеру, разделяя целое на части, с целью понять работу системы, мы получаем неработающую систему, изучить которую невозможно. Вспомните наш пример с автомобилем. Разобрав его на составные части, мы конечно сможем изучить каждую деталь в отдельности, но для того, чтобы понять, как на самом деле работает автомобиль, нам придется изучить взаимосвязи между деталями. Главные системные вопросы будут выглядеть так: «Каким образом составные части автомобиля функционируют между собой?» или «За счет чего возникает свойство автомобиля ехать?».
Конечно, системное мышление – не панацея и не может ответить на все существующие в мире вопросы. Однако у системного мышления есть огромные преимущества перед аналитическим – оно позволяет глубже и с разных сторон взглянуть на проблемную ситуацию. Мыслить шире – это ли не лучший метод решения существующих проблем?
В этом плане, системное мышление замечательно помогает решать проблемы не только в бизнесе или науке, но и в психологии. Ведь люди часто обращаются к психологам, чтобы решить свои психологические проблемы. Специалисты-психологи зачастую решают проблемы стандартно и механистично, не учитывая множество действительно важных факторов.
К примеру, если у человека возникла проблема, связанная с низкой мотивацией и плохим настроением, то решать ее на уровне мотивации и настроения нельзя. Как сказал Альберт Эйнштейн, проблему нельзя решить на том же уровне, на котором она возникла. Если мы хотим решить проблему, то должны мыслить не так, как когда она появилась. Поэтому решать эмоциональную проблему, мы будем на более низких или высоких уровнях (поведения, привычек, ценностей, восприятия и т.д.) Если мы поступим иначе, то, скорее всего, зайдем в тупик или применим краткосрочные решения к долгосрочном проблемам.
Представьте, что вы засунули руку в ведро с кипятком. Проблема (боль) возникает на уровне телесных ощущений. Если мы будем решать ее на уровне телесных ощущений, — к примеру, примем обезболивающее, — то боль утихнет, но проблема не решится. Поэтому, чтобы решить проблему эффективно, мы должны изменить свое поведение – выдернуть руку из горячей воды или попытаться охладить воду. Таким образом, мы решаем проблему, возникшую на уровне телесных ощущений, на уровне поведения.
Именно таким образом работает системное мышление. Но, если пример с горячей водой является более чем понятным, то вот жизненные проблемы так же просто мы, зачастую, не решаем.
Немаловажным аспектом любой системы являются петли обратной связи. Дело в том, что в системах причина далеко не всегда может быть отделена от следствия. Простой пример:
Два человека смеются. Чем сильнее смеется первый, тем больше смешно второму, но чем больше смешно второму, тем сильнее смеется первый. Это самый простой пример усиливающей обратной связи, в которой причина становится следствием, а затем снова причиной, а затем снова следствием и т.д.
Существуют и другие виды обратной связи – уравновешивающая и упреждающая.
Уравновешивающая обратная связь работает в системах до тех пор, пока не будет устранено несоответствие между желаемым состоянием системы и действительным. Ярким примером является человек, поставивший цель. Человек стремится к цели до тех пор, пока различия между его желаемым состоянием и действительным не будут устранены. Когда человек достигает своей цели, разницы между желаемым и действительным больше нет. Но уравновешивающая обратная связь все равно продолжает работать: если человек почувствует, что постепенно теряет достигнутый уровень, то сразу начинает предпринимать попытки вернуться к прежнему состоянию.
Упреждающая обратная связь, можно еще назвать опережающей обратной связью. Она запускается, когда обратная связь происходит раньше, чем появятся объективные причины для ее возникновения. Представьте человека, который заранее уверен в том, что его завтрашний день будет неинтересным. Так оно и случится – сработает упреждающая обратная связь, которая реализует негативные ожидания. В результате, человек уже заранее настроен негативно и не способен замечать позитив вокруг себя. Но упреждающая связь может и, наоборот, привести к тому, что пророчество не сбудется. Заранее зная о том, что вы выиграете партию в шахматы, вы не прилагаете нужных усилий и проигрываете.
Зачем нужно учитывать все три вида обратной связи? Затем, что привычная причинно-следственная связь в системах работает далеко не всегда. А, точнее, совсем не работает.
В математике причина и следствия идут друг за другом. Если я сделаю “то”, то произойдет “это”. Но в системах причина и ее следствие могут быть разорваны во времени. Кроме того, может быть вообще неясно где причина, а где следствие, так как будет работать усиливающая обратная связь. Как вы уже знаете то, что на входе усиливающей обратной связи является причиной, на выходе будет уже следствием. Поэтому причины и следствия в системах, чаще всего, образуют петли и замкнутые контуры, а в такой ситуации уже стандартной логикой не обойтись.
Если мы взглянем системно на свои проблемы, то придем к выводу, что большинство из них мы создаем себе сами. Как мы это делаем?
Во-первых, мы не учитываем петли обратной связи, которые способны сильно влиять на нашу жизнь. Рассмотрим простой пример:
Человек, страдающий ожирением, хочет похудеть. Но ему крайне тяжело достичь своей цели, и вот почему. Ученые давно установили взаимосвязь между удовольствием от жизни и удовольствием от еды. Дело в том, что чем меньше у человека лишнего веса, тем более счастливым он себя чувствует, и тем меньше ему хочется получать удовольствие от еды. И, наоборот, чем больше у человека лишнего веса, тем сложнее ему испытывать удовольствие от жизни, и тем больше соблазн есть. Получается замкнутый круг, или петля усиливающей обратной связи. Чем больше человек ест, тем более тучным становится, а чем более тучным становится, тем сильнее ему хочется утешить себя очередной сладкой булочкой.
Во-вторых, мы не учитываем фактор времени и делаем слишком поспешные выводы. Это приводит к совершенно неправильным прогнозам и новым проблемам. Даже слегка пренебрегая фактором временем мы рискуем получить новые проблемы. К примеру, человек, включивший горячую воду, не учел, что вода в системе нагревается с опозданием и сделал вывод, что вода обладает нормальной температурой. Он начинает принимать душ, но через какое-то время кричит от боли – вода слишком горячая. Он пытается сделать воду холоднее и снова не учитывает фактор времени, делая слишком ранние выводы. Через какое-то время он понимает, что вода стала ледяной. И так происходит до тех пор, пока человек не подберет оптимальную температуру.
В-третьих, мы обобщаем на основе одного или нескольких случаев. Случалось ли вам когда-нибудь говорить такие фразы: «Всегда так было и будет», «Это все знают», «Ты постоянно опаздываешь», «Общеизвестный факт», «Все так делают», «Никогда», «Всегда», «По-другому и быть не может»? Свои универсалии – а, именно так называются обобщения в языке – мы строим на основе нескольких событий. Всего несколько раз услышав одну и тоже новость мы перестаем в ней сомневаться и начинаем обобщать. Следовательно, большую часть времени мы пребываем в неведении о реальном положении дел.
В-четвертых, мы не учитываем собственное влияние на происходящие с нами события. Как уже говорилось ранее, мы способны, сами того не понимая, запускать механизм упреждающей обратной связи и привлекать в свою жизнь то, чего активно не хотим.
Можно перечислять до бесконечности разнообразие способов, которыми мы усложняем себе жизнь. Человеческой глупости нет границ…
Когда-то системное мышление было доступно лишь узкому кругу людей. Сейчас, с ростом глобализации и усилением взаимосвязей как внутри самих систем, так и между ними, возникает потребность в их более глубоком понимании. К примеру, организм человека и его ментальные модели (мировоззрение) – это две системы, функционирующие как одно целое. Если возникает проблема в одной из систем, то последствия проносятся гулким эхом по всем взаимосвязанным системам. Таким образом, человек, у которого возникли психологические проблемы на уровне мышления, со временем может ощутить последствия на всех системах своего организма.
Привычное нам аналитическое мышление не дает ощутить эту взаимосвязь между системами. Ведь анализ – это дробление систем, раскладывание по полочкам и обобщение на основе сходных признаков. Поэтому привычная нам логика такова: «Если проблема возникла на уровне мышления, значит на других уровнях это не отразится, потому что имеет отношение только к процессам мышления». Но это абсолютно не так. Ведь все уровни взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Вот еще один пример. Возможно вы привыкли считать, что мышление человека оказывает влияние на его поступки. Но, наверняка, вы никогда не задумывались о том, что мышление и поведение – это два уровня, образующие петлю усиливающей обратной связи. А значит, нельзя сказать, что мышление – это причина, а поведение – это следствие. Потому что чем больше вы совершаете определенных поступков, тем больше меняется ваше мировоззрение, а чем больше меняется мировоззрение, тем больше тех же самых поступков вы совершаете. Где здесь причина, а где следствие – не столь важно. Где бы мы не начали свое движение по петле, мы придем к одному и тому же ее эффекту – усилению.
В НЛП уже давно известно об этой взаимообратности. Не только мировоззрение человека влияет на его поведение, но и поведение влияет на мировоззрение. Совершая определенные поступки, вы, в конечном счете, находите для себя нужные оправдания, и ваше мировоззрение меняется.
Получается, что системное мышление способно пролить свет на решение многих жизненных проблем? Если исходить из того, что наши проблемы до сих пор не решены только потому, что мы мыслим аналитически, то ответ “да”. Системное мышление действительно способно помочь нам взглянуть на окружающий нас мир и себя в нем по-новому.
Чтобы овладеть искусством системного мышления, необходимо понять, как оно работает и как его применять на практике. Из данной статьи, вы уже частично познакомились с этим искусством. Для того, чтобы узнать о нем больше и научиться применять на практике рекомендую вам к прочтению книгу «Искусство Системного Мышления». Прочитав эту книгу и осознав важность применения системного подхода в жизни, вы станете по настоящему другим человеком – более эффективным, счастливым и осознанным.