Краеведческий музей в Нижнем Тагиле (сейчас музей-заповедник «Горнозаводской Урал») открыли в 1924 году благодаря усилиям Тагильского общества ценителей местного края. У музея есть своя предыстория. В 1840 году основали «Музеум естественной истории и древностей», который был создан на основе экспонатов выставки, подготовленной для цесаревича Александра Николаевича, который посетил Тагил в 1837 году. В 1891 году в следствии соединения коллекций «Музеума» и Выйского музея создали «Горнозаводской музеум Нижнетагильского и Луньевского заводов». Но в 1907 году музей закрыли «в связи с отсутствием финансирования». Множество из экспонатов были утеряны. В советские времена городская интеллигенция занялась возобновлением коллекции.
Общеисторическая часть экспозиции находится в данный момент в здании прежнего лабораторного флигеля при Заводской конторе (пр. Ленина / быв. ул. Александровская, 1).
Флигель выстроили параллельно с центральным корпусом в 1833 году. Архитектор предположительно был крепостной Демидовых А. П. Чеботарев. Двухэтажная безордерная постройка с окнами, шикарно оформленными в стиле классицизма, точно очерчивает линии площади и проспекта. При Демидовых тут находились лаборатория, публичная библиотека, архив заводов и «Музеум естественной истории и древностей» – предок современного.
Первый этаж музея представляет экспонаты дореволюционной истории Тагила. Тут имеется уголок археологических экспонатов (которые найдены, главным образом, на Горбуновском торфянике, Кокшаровском холме, Евстюнинском поселении) и предметов обихода коренного населения района – манси. Наибольше всего интересны и к тому же неповторимы экспонаты, которые связаны с заводом. Это, изначально, рудная пирамида. Представляет она собой выкованную из меди горку с рудником. На верхушке горки-пирамиды неподалеку от спуска в шахту находились вороток и фигура мастера-рудокопа (в наше время утеряны). В середине «рудника» располагается второй рудокоп «в немецком кафтане». В гнезда на поверхности пирамиды вставили образцы руд из 38 месторождений с местности, зависимой от Акинфия Демидова. Все образцы подписаны. На медной пластинке тоже выгравировали надпись с указанием даты сотворения пирамиды – 1728 год. В этом самом зале располагается магнитный образец оправлен бронзой из коллекции Акинфия Демидова. Сила магнитного притяжения удерживает его груз весом приблизительно 50 килограмм. Из первого тагильского чугуна, который выплавили из высокогорной руды, отлили плиту-летопись, рассказывающую о зарождении нового завода. Создания завода посвятили и копию флюгера из листового железа в форме стрелы с набитой датой «1725». В XVIII веке похожий флюгер украшал высокий столб, на котором свисал чугунный колокол, который давал сигнал к началу и окончанию рабочей смены.
Увлекательным экспонатом музея есть медный стол в форме овала. На столешнице его выгравировали надпись: «Сия первая в России медь отыскана в Сибири по грамотам Великого государя и императора Петра I в 1702–05–09 годах, а из сей первовыплавленной меди сделан оный стол в 1715 году» . Вероятно, медь для данного стола выплавлялась на Невьянском заводе. По качеству медь очень высока.
В экспозиции презентованы образцы железа с клеймами «старый соболь» и «CCNAD» (статский советник Никита Акинфиевич Демидов), якорь и иная продукция из завода XVIII века. И, естественно, портреты владельцев: Никиты Демидова, работы неизвестного художника, и Акинфия работы К. Г. Гроота.
В экспозиции, которая посвящена XIX веку, вместе с традиционными предметами изготовления есть художественные творения – свидетельства истории Тагила. Это, изначально, картины художников Худояровых: «Гулянье на Лисьей горе» (фреска крышки свадебного сундука), «Тагильчанка в праздничном костюме», «Листобойный цех» П. Ф. Худоярова, расписные шкатулки сотворены И. Ф. Худояровым. Это еше бронзолитейные фигуры Ф. Ф. Звездина «Мальчик, вынимающий занозу», «Девочка в молитвенной позе» и другое. Много внимания уделили Демидовым. В музее располагается мраморный портрет Николая Демидова скорее всего работы итальянского скульптора А. Тадолини (копия с подлинника Б. Торвальдсена), мраморный бюст Анатолия Демидова работы Ж.-П. Дантана, а еще авторская интерпретация портрета А. К. Шернваль-Демидовой скорее всего кисти К. П. Брюллова. Вызывают всеобщее внимание большие живописные парные портреты Николая Демидова и его жены Е. А. Строгановой кисти К. Морелли. Портрет Н. Н. Демидова сотворен в 1840 году, уже после того, как он скончался. Сохранилась еще часть обстановки «Господского дома» Демидовых, главнее всего белокаменный камин имеющий облицовку из малахита. Наиболее крупный в мире монолит малахита нашли в 1835 году. Один из кусков, вес которого 300 килограммов находится в музее.
Тут же предоставлены составляющие наряда несохранившейся усыпальницы Демидовых: части чугунной ограды и большой мраморный крест-распятие, сделанный скульптором Д. Прадье в 1844 году и установленный на могиле Павла Павловича Демидова. Еще стоит вспомнить о чугунных деталях несохранившегося памятника А. Н. Карамзину (1855), в том числе барельеф с его портретом в профиль.
Пореформенный период представляет собой кустарные изделия, документы, связанные из становлением предпринимательства и торговли. Более всего интересны рекламные изделия Тагильских заводов, которые показивали высокое качество производимой продукции на разных выставках. Это рельсы сделанные из мартеновской стали, которые скручены в холодном виде, прутья из стали, завязанные узлами еще в холодном виде для показа гибкости и твердости металла. Неплохо продемонстрированы и образцы из Каслинского чугунного литья.
На втором этаже здания располагаются экспонаты истории Тагила советской эпохи. Особое внимание тут уделено периоду Великой Отечественной войны.
Перед самим входом в музей на высоком постаменте находится своего рода эмблема Тагила – макет самого первого паровоза Черепановых.
Здание музея есть флигелем при главной архитектурной постройке старого тагильского центра, которой является заводская контора.
Весь ансамбль выстроили в 1833 году скорее всего архитектором А. П. Чеботаревым в стиле позднего классицизма, который напоминает работы К. Росси. Особенно хорошей является центральная часть заводоуправления, которая оформлена восьмиколонным дорическим портиком и лепниной на фронтоне. Изначально в центре фронтона располагался герб Демидовых, в советские времена он был сменен гербом СССР. В наше время фронтон заполнен лепниной, которая представляет собой стилизованные листья аканта. Окна на втором этаже оформлены так само, как окна флигеля, что соединяет 2 здания в одно целое. В советские времена здание занималось городской администрацией. В 1997 году данный памятник истории и архитектуры передали музею. В наш час на втором этаже сооружения проводят временные выставки. Увлекателен и его интерьер: пол выстелили фигурными чугунными плитами, на второй этаж ведет чугунная лестница имеющая ажурные чугунные перила – работа тагильских умельцев первой половины XIX века.
От музейной площадки ответвляется одна из самых стариных улиц Тагила – Уральская. Началом ее являются две древнейших постройки города – Нижние и Верхние провиантские склады. Называют их так потому, что они располагаются на высоком берегу Тагильского пруда и располагаются на различном уровне высоты сравнительно друг друга. Оба здания сооружались с исключительно утилитарной целью – как «хлебные магазейны» либо склады для сохранения металла и провианта. Верхний провиантский склад (пр. Ленина, 1а) возвели где-то в 1726–1730 годах в стиле петровского барокко из красного кирпича с побеленными составляющими отделки, что придает ему глядя на всю суровость и простоту облика определенную нарядность.
Строение имеет округленные окна-иллюминаторы, высокую четырехскатную крышу «на голландский манир», рустованные «теремные» колонны. Углы тоже оформлены рустом. В 2005 году склад полностью отреставрировали, в том числе и внутреннее убранство – деревянные опорные столбы и деревянные балки перекрытий. Сейчас тут находится Музей природы и охраны окружающей среды. Первый этаж имеет минералогические роскоши тагильского края, второй – флора и фауна. Отдельную экспозицию посвятили проблемам экологии в Нижнетагильском регионе. Достоинством коллекции есть два скелета мамонта и один – мамонтенка. Для них оформили отдельную экспозицию, где они находятся в окружении живописных видов, которые представляют виртуальный Урал ледникового периода.
Нижний провиантский склад (ул. Уральская, 2а) возник около 1750 года и своей архитектурой полностью схож с Верхней.
В нем в данный момент находится фондохранилище музея, а еще открыты две экспозиции: интерьер тагильского трактира рубежа XIX–XX веков и подарки музею от частных лиц. Тут проводят разные тематические программы для школьников, сопровождающиеся чаепитием из старинного самовара. Перед самим Нижним провиантским складом смог сохранится часть дореволюционной мостовой. Со стороны Тагильского пруда возле постройки склада в 1985 году создали экспозицию горнозаводского оборудования XVIII–XX веков. В состав данной маленькой выставки, которая проходила под открытым небом попали значимые экспонаты, доставленные со старинных уральских заводов. Позже экспозицию дополнили нынешней продукцией Нижнетагильского металлургического комбината.
Дальше по улице Уральской располагается еще один отдел музея, который представлен краеведческой библиотекой «Дом редкой книги» (ул. Уральская, 6).
С 1984 года библиотека располагается в былом особняке Я. М. Всехвального (первая половина XIX века, архитектор К. А. Луценко). Двухэтажное строение оформили очень просто: наличниками окон и горизонтальным делением между первым и вторым этажами. В библиотеке содержатся книжные раритеты XVII–XIX веков, включая 150 книг из родовой библиотеки Демидовых. Книжное собрание Демидовых являлось гораздо более важным, но его часть потерялась во времена революций и Гражданской войны. Остатки библиотеки в плачевном состоянии обнаружили ненароком в 1924 году на железнодорожной станции Сан-Донато и вернули в Тагил. Еще одна часть современной библиотеки была представлена 200 томами из библиотеки Выйского заводского училища. В библиотеке находится 2000 томов русских дореволюционных журналов и даже редкое издание, как «Узаконения и распоряжения XVIII века». С 1986 года тут регулярно происходит сбор городского «Клуба краеведов».
Фрагментом музея-заповедника «Горнозаводской Урал» есть мемориальный дом-музей нижнетагильского писателя А. П. Бондина (ул. Красноармейская / быв. Арзамасская, 8). Его открыла в 1959 году вдова писателя в небольшом одноэтажном деревянном доме на берегу тагильского пруда, где писателем были проведены последние годы жизни. В доме смогли сохранится интерьеры гостиной и кабинета, много чего из личных вещей Бондина, фотографии, документы. Вторая половина дома, где раньше проживали соседи Бондиных, размещает в данный момент экспозиции «Жизнь и творчество А. П. Бондина» и «Литературная жизнь Нижнего Тагила» (с 1993 года). Как раз Бондин являлся инициатором основания литературного кружка при газете «Рабочий» (1926), который смог развиться в итоге в литературное объединение тагильских писателей. В музее каждый раз проводят творческие встречи членов нижнетагильской литературной организации «Ступени».
Комплекс построек заводской конторы, конечно же, располагается рядом с самим заводом, который долгие годы являлся сердцем Нижнетагильского поселка. С 1987 года это единый в стране завод-музей такого типа. Часть музейного комплекса — главный карьер Высокогорского горно-обогатительного комбината.
На противоположном от былой Заводской площади берегу речки Тагил находится старая часть города. Параллельно речке идет улица Тагильская, где располагаются два приметных филиала краеведческого музея, один из которых – Музей быта и ремесел горнозаводского населения – находится в доме купчихи Е. Дерябиной (ул. Тагильская, 26) [фото 6], который построенн в начале 1830-х согласно проекту А. П. Чеботарева.
Дом больше знают под именем «господского». Когда он стал в середине XIX века собственностью Демидовых, его, в составе усадебного комплекса, использовали как «дом для именитых приезжих», позже как государственная квартира для высшей заводской администрации. Дом является двухэтажным каменным, очень компактным и нарядным. Центральная часть фасада подчеркивается выдвинутым ризалитом и треугольным фронтоном. Первый ярус ризалита, который состоит из квадратных в плане пилонов с украшениями в форме лепных розеток, второй – коринфскими колоннами. Очень различно оформлены окна. Частью усадебного комплекса являлись еще и служебные сооружение и прекрасный сад, который спускался до самой речки (не сохранились).
Музей в этой постройке был открыт в 1997 году. Тут представлен рассказ о обычных промыслах тагильского населения: бондарном, сундучном, кожевенном и иных. Отдельно изображены женские занятия, примеры рукоделия. Очень обширна коллекция расписных бураков, которыми прославились умельцы Тагила и Салды. Второй этаж музея занят интерьерными экспозициями: фрагменты экстерьера гостиных в доме купца, крепостного служащего и состоятельного ремесленника.
Возле Господского дома располагается деревянное двухэтажное строение – настоящий пример жилого дома состоятельного ремесленника первой половины XIX века (ул. Тагильская, 24).
Это воссоздание дома известных тагильских живописцев Худояровых. В 1991 году тут открыли Музей истории подносного промысла – единый в России специальный музей лаковой росписи по металлу. На первом этаже у Худояровых была мастерская, второй был нужным для проживания. В наше время на первом этаже располагаются оригинальные инструменты и оборудование для производства и росписи подносов, составляющие росписи, печь для обжигания изделий. На втором этаже находится выставка подносов с середины XIX века до нынешних творений тагильских мастеров, а еще документы, которые освещают жизнь и творчество Худояровых.
Еще один филиал музея располагается на месте старого Выйского завода, на южном берегу Выйского пруда. Усадьба эта принадлежала знаменитым тагильским механикам Черепановым, построенная в 1830–1840-х годах скорее всего А. П. Чеботаревым. На территории участка смог сохранится двухэтажный кирпичный особняк с флигелем (ул. Верхняя Черепанова, 1).
Точная в стиле классицизма постройка с ажурной чугунной ограждением балкона декорирована только наличниками окон и карнизом. В 1860-х годах дом продали Выйскому механическому заводу. После революции тут располагались квартиры служащих завода, разные учреждения. В 1994 году он был получен музеем. В 2004-м тут был открыт Историко-технический музей «Дом Черепановых». На первом этаже располагается экспозиция «История железной дороги», второй этаж посвящен крепостным изобретателям и механикам. Главное внимание акцентировано, конечно, на Е. А. и М. Е. Черепановых – создателях первых в Тагиле паровых машин и первого в российского паровоза.
Среди других экспонатов можно выделить «астрономические» часы механика Е. Г. Кузнецова-Жепинского (1725–1805), изготовленные им в 1775 году. Часы показывали расположение солнца, фазы луны, число, месяц, год, святых, которые соответствуют каждому дню. Особенный механизм показывал миниатюрную фабрику, где находились горн с мехами, молот, молотовый мастер, который брал щипцами крицу и уложил ее под молот. Особенной системой это все приводилось в движение и было сопровождаемым музыкой. В данный момент часы в рабочем состоянии. Не работает лишь механизм, который приводит в действие фигуру молотового мастера. Одним из самых уникальных изобретений Кузнецова являются музыкальные дрожки. На задней их части размещаются орган и верстомер. В момент движения орган издавал одну из 22-х запрограммированных мелодий. Мелодичный звонок сообщал о каждой преодолимой версте. В 1804 году за данное изобретение Кузнецов смог получить вольную. Сейчас дрожками в коллекции располагает Государственный Эрмитаж.
Экспозиция еще говорит о жизнидеятельности механика С. Е. Козопасова (1781–1838), гидротехника К. К. Ушкова, металлурга и механика И. Ф. Макарова, техника и инженера Ф. И. Швецова и др.
В музее-заповеднике имеется еще филиал за пределами Н. Тагила. Он является литературно-мемориальным музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка в поселке Висим.
Рассчитать расстояние до Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»